Благодаря расширению тарифного коридора ОСАГО, который запланирован на следующий год, стоимость полиса может в крупных городах уменьшиться, а в маленьких наоборот подорожать на 82%. Об этом сообщают «Известия».
Нововведения позволят страховым компаниям по своему решению устанавливать тариф ОСАГО автомобилистам, если те откажутся устанавливать в собственных автомобилях элементы «умного» страхования. К ним относится телематический датчик, сообщающий страховщикам о скорости и географии передвижения клиента. С его помощью планируется производить индивидуальный расчёт тарифа для россиян.
Законопроект о так называемой либерализации ОСАГО готовится к рассмотрению 15 октября в Госдуме в первом чтении. Документ, в частности, предполагает введение факторов, которые страховщики могут учитывать при определении индивидуального тарифа для клиента: «характеристика (навыки) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств…»
В Минфине, который является автором законопроекта, изданию рассказали, что персонализация тарифов ОСАГО и будет заключаться в том, что страховщики самостоятельно выберут для клиента тариф, при этом они будут вправе учитывать наличие или отсутствие страхового датчика в авто.
«Законопроектом предусматриваются меры экономического стимулирования водителей к соблюдению ПДД. Страховщики имеют право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя, в частности: характеристик вождения, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроектом сохраняется ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, регулируемых Банком России», — цитирует издание пресс-службу министерства.
В то же время установка датчика не будет обязательной для водителя.
«Решение устанавливать датчик — это не обязанность водителя, это его право. Если у водителя есть такая потребность и желание, то страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение автомобиля телематическим устройством. Данные будут использоваться при установлении базовой ставки тарифа», — уточнили в министерстве.
В то же время в случае принятия поправок в текущем виде у страховщиков появится возможность насчитать максимальную стоимость ОСАГО отказавшемуся от телематического датчика клиенту. При этом в законопроекте полностью отсутствует нормативное регламентирование скидки либо увеличения стоимости автогражданки для человека, отказывающегося от датчика «умного страхования».
В то же время сумма, которую придется заплатить водителю без телематического датчика, уже в 2020 году для некоторых россиян может стать выше более чем на 100%, поскольку законопроект также отменяет коэффициенты за регион проживания и мощность авто, но в то же время тарифный коридор предлагается расширить с 1 января следующего года на 40%, а с октября еще дополнительно на 30%.
В настоящее время максимальная верхняя планка стоимости полиса составляет 4942 рублей. Соответственно с нового года она может подняться до 6,9 тысячи рублей (+40%), а с октября 2020 года — до 9 тысяч рублей (еще +30%). Таким образом автостраховка для регионов, где зарплаты граждан невысокие, а в автопарке преобладают старые «Жигули», впервые скакнет на значительные 82%, подсчитали в издании. В таких городах, как Байконур, Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск и Грозный, максимальная ставка ОСАГО и вовсе вырастет более чем вдвое, поскольку сейчас там региональный коэффициент позволяет делать скидку водителям на 30–40%. И это не считая иных повышающих коэффициентов.
Повышение тарифов «автогражданки» в экономически слабых регионах больно ударит по наименее защищенным слоям граждан, рассказал изданию независимый автоэксперт Сергей Ифанов.
«В маленьких городах старые «Жигули» ценою 60–120 тыс. рублей зачастую — это средство выживания для наших граждан. В нынешней экономической ситуации делать страховку в 8 тыс. рублей в этих регионах — это всё равно что стрелять себе в ногу, если понимаете, о чем я. Ни в коем случае этого нельзя допустить», — цитирует Ифанова издание.
Ранее сообщалось, что агрессивным водителям могут повысить коэффициент ОСАГО.